Вход
Сбросить пароль
Сбросить пароль

Если вы забыли пароль, введите ваш E-Mail. Информация, необходимая для смены пароля, будет выслана вам по E-Mail.

Вход в личный кабинет
Сообщение в техническую поддержку
Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
12.02.2021, 09:14

Федор Шаляпин: «Перед глазами вырос в памяти моей этот прекраснейший для меня из всех городов мира – Казань»

В преддверии 148-й годовщины рождения оперного певца старший научный сотрудник Музея им.А.М.Горького и Ф.И.Шаляпина рассказала об уникальной коллекции, хранящейся в Казани.

Фото: Город Казань KZN.RU

(Город Казань KZN.RU, 12 февраля, Алина Бережная). 13 февраля исполняется 148 лет со дня рождения русского оперного певца Федора Ивановича Шаляпина. История восхождения великого баса началась на его родине, в Казани. В этом городе прошли его детские и юношеские годы, здесь впервые артист выступил на театральной сцене. На протяжении всей жизни Федор Шаляпин с любовью отзывался о Казани и много раз приезжал в город после того, как стал прославленным певцом.

Музей А.М.Горького и Ф.И.Шаляпина – один из культурных центров Казани с многолетними традициями и уникальной историей, рассказывающих о жизни и творчестве двух друзей – Максима Горького и Федора Шаляпина. История музея начинается с 1940 года, тогда учреждение называлось Казанским музеем Максима Горького (с 1990 г. – Литературно-мемориальным музеем А.М.Горького). Дочь Федора Шаляпина – Ирина Федоровна Шаляпина – часто приезжала в Казань, передавала музею личные вещи именитого оперного певца. Впервые выставить коллекцию удалось в 1968 году – тогда в музее появилась отдельная комната с экспозицией, посвященной Шаляпину. «Ирина Шаляпина мечтала открыть на родине отца музей, и вот только в 2018 году Литературно-мемориальный музей Максима Горького был переименован в музей Горького и Шаляпина», – рассказала старший научный сотрудник музея Флора Мирзина. В экспозиции собрано 122 личных предмета Ф.И.Шаляпина и около 4 тысяч – связанных с артистом, о самых ярких из них читайте в материале портала KZN.RU.

Список служащих в Казанской уездной земской управе (1886 год)


Иван Яковлевич Шаляпин – отец будущего оперного певца – не воспринимал всерьез увлечение сына пением. Творчество Федора Ивановича он называл «драть горло» и хотел, чтобы сын нашел другое занятие. 20 июня 1886 года он устроил Федора Ивановича в Казанскую уездную земскую управу в качестве переписчика бумаг. Об этом свидетельствует прошение, заполненное рукой Шаляпина, а также список служащих в Казанской уездной земской управе, в котором есть и имя Федора Ивановича. С 1886 по 1890 годы Шаляпин периодически работал в управе. А однажды его уволили за потерю важных документов, которые он взял с собой в Казанский театр. Три дня он не появлялся на работе, а когда пришел, сообщили, что его уже рассчитали.

Рояль Федора Шаляпина, подаренный Саввой Мамонтовым (конец 1890-х годов)


Кабинетный рояль Ф.Шаляпина до 1896 года принадлежал театру Московской частной русской оперы Саввы Мамонтова. Во время пожара, случившегося в здании театра, инструмент удалось спасти. Известный промышленник и меценат Савва Иванович Мамонтов подарил музыкальный инструмент Федору Шаляпину. Рояль находился в одной из комнат в московской квартире певца.

Федор Иванович отличался хорошим вкусом, среди предметов интерьера были и картины известных художников. Певец любил коллекционировать предметы искусства, дружил с художниками Ильей Репиным, Константином Коровиным.

Сюртук, жилетка, манжеты, цилиндр и трость (начало 1900-х годов)


Федор Шаляпин любил хорошо выглядеть. В числе атрибутов его гардероба, которые ныне представлены в собрании музея, были жилетка, цилиндр и трости с различными набалдашниками. К слову, это были самые модные вещи и аксессуары начала ХХ века, принадлежавшие большинству представителей интеллигенции.

Оперный певец был щедрым, любил одаривать родных и близких. Например, свой суконный сюртук он подарил антрепренеру и певцу Исаю Григорьевичу Дворищину. Федор Иванович был высок ростом (почти 190 см), поэтому Дворищину пришлось перешивать сюртук. Долгое время Исай Григорьевич сопровождал Федора Шаляпина на гастролях, но за границу с ним не уехал, остался в Ленинграде. В период блокады города Дворищин берег вещи Шаляпина. В 1942 году, после его смерти, эти вещи были распределены по родственникам и окружению И.Г.Дворищина. В 1960 году, после выхода постановления об увековечивании памяти Федора Шаляпина, вещи стали пополнять музейные фонды. Так, сюртук Шаляпина оказался в Казани.

Барельеф «Н.А.Римский-Корсаков» (1900-е годы)


Федор Шаляпин помимо вокальных и артистических талантов обладал способностями к ваянию, причем дополнительных уроков по этому виду искусства он не брал. Музыкант даже создал несколько работ. Среди них – автопортрет, бюст второй супруги Марины Петцольд-Шаляпиной, а также барельеф Николая Римского-Корсакова. Талант у Шаляпина был и в рисовании – перед выступлениями он всегда сам наносил себе грим, предварительно «прорисовывая» образ оперного героя.

Фотография Максима Горького и Федора Шаляпина (1901 год)


Несмотря на то, что Максим Горький и Федор Шаляпин жили в Казани в одни и те же годы, их знакомство, переросшее в многолетнюю дружбу, произошло в Нижнем Новгороде в 1901 году. Федор Иванович приехал в город на гастроли. После выступления в Большом ярмарочном театре к нему за кулисы пришел Максим Горький со словами: «Я рад познакомиться с вами, Шаляпин, вы – наш брат, хорошо вы изображаете русского мужика». Первая встреча писателя и оперного певца запечатлена на снимке, который сделал известный русский фотограф Максим Дмитриев.

Дружили Шаляпин и Горький всю жизнь, встречались, вели переписку, в которой вспоминали Казань. В 1928 году Горький отправился в Казань и сообщил об этом Шаляпину, когда тот был на гастролях в Будапеште. «Взгрустнулось маленько, как прочитал в письме твоем о пребывании в Казани, как перед глазами вырос в памяти моей этот прекраснейший для меня из всех городов мира город…», – написал Шаляпин в ответном письме Горькому. Любовь к Казани у певца ярко прослеживается в творчестве: создавая русские образы в своих выступлениях, он всегда говорил: «Так пели у нас, в Казани, под Аметьево».

Фотография с автографом Екатерине Ковельковой (1901 год)


В 1901 году Федор Шаляпин в Москве познакомился с молодой, начинающей певицей Екатериной Ковельковой. В шутку оперный певец ущипнул девушку за щечку, а она, в свою очередь, дала пощечину. Позже Шаляпин узнал, что Екатерина Георгиевна, также как и он, родилась в Казани. В знак примирения певец подарил ей фотографию со своим автографом.

Первые пластинки (1902 год)


Долгое время Федор Шаляпин боялся записывать свой голос на пластинку, ему казалось, что звучание будет иным. Впервые он это сделал в 1902 году, записал все свои арии, русские народные песни. В то время граммофонные пластинки были односторонние.

К себе и своему творчеству певец был очень требовательным, мог по несколько часов записывать свой голос, часто ему не нравилась интонация. Тем не менее, общество любило Шаляпина, он стал тем артистом, который воссоединил два вида искусства – драматическое и оперное. До Федора Ивановича артисты стояли на сцене статично, он же всегда двигался на сцене, полностью вживался в образы. Не отказывался Федор Иванович и петь для народа, например, когда приезжал в Казань, то выступал в Дворянском собрании перед многочисленной публикой, где были и слушатели из простого народа.

Книги «Страница из моей жизни» (1926 год), «Маска и душа» (1932 год)


Федор Иванович был не только певцом, но и талантливым литератором. Он написал две автобиографии. Первую книгу «Страница из моей жизни» в 1926 году ему помогал писать Максим Горький. Федор Шаляпин диктовал свои мысли стенографистке Дарье Сельвисван, а литературную обработку текста делал Горький. Позже, в 1932 году, Федор Шаляпин написал еще одну книгу под названием «Маска и душа». Она создавалась в Париже, иллюстрации готовил сын Федора Ивановича – Борис, который был художником. В Советском Союзе эта книга из-за идеологических высказываний печаталась с купюрами, не полностью, и только после эпохи перестройки она вышла отдельным тиражом.

Все новости