Вход
Сбросить пароль
Сбросить пароль

Если вы забыли пароль, введите ваш E-Mail. Информация, необходимая для смены пароля, будет выслана вам по E-Mail.

Вход в личный кабинет
Сообщение в техническую поддержку
Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
20.10.2020, 12:01

Наиля Рахматуллина: «Иногда я шучу с пассажирами: чувствуйте себя как дома, но не забывайте, что вы в автобусе»

Фото: из личного архива Наили Рахматуллиной

(Город Казань KZN.RU, 20 октября, Ксения Швецова). 25 октября в России будет отмечаться День работника автомобильного транспорта. Среди тех, кто заслуживает в этот праздник благодарности за свой труд и поздравлений, – кондуктора, обслуживающие пассажиров в общественном транспорте. О том, какими качествами должен обладать хороший кондуктор, и об особенностях казанских пассажиров читателям портала KZN.RU рассказала Наиля Рахматуллина, работающая в ПАТП №2 на 22-м автобусном маршруте.

«Водитель и кондуктор – это дружный трудовой тандем»

Наиля Нуриевна, расскажите, как вы стали кондуктором?

Н.Р.: На самом деле в эту профессию я попала случайно, так и осталась. Сейчас работаю уже четвертый год и ни разу не пожалела о своем выборе.

А что самое сложное в вашей работе?

Н.Р.: Трудно сказать. Вообще, конечно, в любой работе есть сложности, но я привыкла на них не концентрироваться, стараюсь больше на плюсы обращать внимание. Я на работу хожу с удовольствием. Ведь что самое главное? Конечно, коллектив. К счастью, на нашем предприятии коллектив замечательный. А что касается пассажиров – тут тоже трудностей нет. Есть простая истина: если к людям будешь хорошо относиться, они тоже будут хорошо относиться к тебе.

Наиля Рахматуллина работает кондуктором четвертый год
Фото: Денис Гордийко

Как вы думаете, какими качествами нужно обладать, чтобы стать хорошим кондуктором?

Н.Р.: Самое главное – это стрессоуйстойчивость и доброжелательность к людям. С раннего утра до позднего вечера мы работаем с самыми разными людьми. И нам нельзя приходить на работу в плохом настроении, видеть во всем негатив – люди это чувствуют. Важно уметь выходить из разных ситуаций без конфликтов, находить общий язык с людьми всех возрастов.

Пассажиров, как правило, в нашем автобусе всегда много – студенты, молодежь, пожилые люди. И со всеми нужно быть приветливой и уметь спокойно общаться, решать какие-то вопросы.

В часы пик – утром и вечером – конечно, главное – быстро всех обилетить. Но когда людей мало, я нет-нет да пошучу с пассажирами: «Проходите, чувствуйте себя как дома, но не забывайте, что вы в автобусе». Они в ответ всегда улыбаются, смеются… Так в автобусе создается доброжелательная обстановка.

Вы выходите на смену с одним и тем же водителем? И как у вас налажено взаимодействие? В каких случаях водитель может вам помочь?

Н.Р.: Да, я работаю с одним и тем же водителем на одном и том же маршруте. Водитель и кондуктор – это, конечно, трудовой тандем, это экипаж, от которого зависит благополучие пассажиров. Мы помогаем друг другу во всем. Ведь если у нас будет слаженная работа, то и смена пройдет без каких-либо проблем. Бывает, заходят пассажиры с колясками, с палочками – им нужно время, чтобы выйти, спуститься по ступеням. Я всегда смотрю, чтобы все нормально было, водитель может не видеть, что происходит в салоне.

99% пассажиров уже заходят в автобус в масках

Когда сложнее работать – летом или зимой?

Н.Р.: По времени года я о сложности работы не сужу. Летом, конечно, бывает жарко, зимой – часто гололед, снег, салон надо чаще убирать… Но это просто жизнь, это нормально, надо все воспринимать легче.

Кондуктора сами наводят порядок в салонах?

Н.Р.: Конечно, это моя работа, за чистоту и порядок я отвечаю.

Главное в работе кондуктора - умение найти общий язык со всеми пассажирами, отмечает Наиля Рахматуллина
Фото: Денис Гордийко

«Зайцы» в автобусах еще встречаются?

Н.Р.: Очень редко, но бывает. Вообще, большинство своих пассажиров, которые постоянно ездят на нашем маршруте, я уже знаю в лицо, мы здороваемся, прощаемся, желаем друг другу хорошего дня. Я очень их люблю. Но, конечно, бывают и проблемные ситуации – встречаются «зайцы», иногда – пассажиры в нетрезвом состоянии. Все подобные вопросы стараюсь мирно и быстро решить, не отвлекая водителя. Потому что у него ответственная, сложная работа, он должен быть внимательным и спокойным.

Конечно, я не могу судить о том, как отличаются казанские пассажиры от других – для этого нужно поработать кондуктором в каком-нибудь еще городе. Но про наших пассажиров могу точно сказать, что это очень хорошие люди, готовые всегда поддержать, посмеяться, помочь. Если во всей стране пассажиры такие же вежливые, то кондукторам не на что жаловаться.

А в период пандемии ваша работа как изменилась?

Н.Р.: Ну, самое очевидное – мы носим маски и перчатки, и пассажиров просим тоже носить средства индивидуальной защиты. Но, знаете, 99% пассажиров уже заходят в масках. Остальные надевают, если напомнить. Я с этим проблем не вижу.

Ну и, конечно, автобусы мы обрабатываем специальными средствами – все как полагается.

Были в вашей работе какие-нибудь забавные случаи?

Н.Р.: Разное бывало, сразу вспомнить сложно. Ну, например, в 2018 году, когда был чемпионат мира по футболу, мы перевозили много иностранных пассажиров. Есть ведь такие туристы, которые хотят своим ходом по городу ездить и смотреть достопримечательности. И вот тогда сели пассажиры, которые не могут объяснить, куда им надо. Но я догадываюсь, что, скорее всего, едут они к Кремлю или на Кремлевскую набережную. Спрашиваю: «Кремль?». Они отвечают: «О, yes, yes, Kremlin!». Так что при желании можно найти общий язык даже с теми пассажирами, которые не говорят на русском.

Я иногда шучу – вот уйду на пенсию, обязательно напишу мемуары о том, как я работала кондуктором. Приберегу самые интересные истории на этот случай.

Все новости