Вход
Сбросить пароль
Сбросить пароль

Если вы забыли пароль, введите ваш E-Mail. Информация, необходимая для смены пароля, будет выслана вам по E-Mail.

Вход в личный кабинет
Сообщение в техническую поддержку
Сообщить об ошибке
Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
15.09.2021, 09:32

Реконструкция Петропавловского собора в Казани: что нужно знать об уникальном памятнике архитектуры русского барокко

Как храм, полюбившийся Екатерине II, пережил пожары, советские годы и геологические процессы, чудом сохранив уникальный 25-метровый иконостас.

Фото: Денис Гордийко

(Город Казань KZN.RU, 15 сентября, Ксения Швецова). Тысячелетняя Казань богата старинными зданиями, памятниками архитектуры, объектами культурного наследия. Но есть в этой палитре поистине уникальные объекты, впитавшие дух разных исторических эпох и хранящие в своих стенах редкие, ценные реликвии. Одним из таких сооружений является Петропавловский собор, который в 2023 году отметит 300-летие, – великолепный памятник архитектуры русского барокко, каких помимо него в России насчитывается только три.

С 2016 года ведется масштабная реставрация собора, после которой весь храмовый комплекс возродится для новой жизни. Совсем недавно завершились противоаварийные работы на колокольне, к реставрации которой планируется приступить в будущем году. Чем интересна история собора, какие древние ценности он в себе таит и что обнаруживают рабочие в ходе ремонтных работ – об этом рассказывает главный инженер Казанской епархии Михаил Федотов.

Интересные факты о реставрации собора: старинные чертежи, карстовые провалы и крен колокольни

Факт первый: качественную постройку пошатнули известковые породы

Строительство Петропавловского собора в Казани началось после визита в город Петра I в 1722 году. Во время пребывания в столице Татарстана царь остановился у купца-промышленника, владельца суконной мануфактуры Ивана Михляева. К слову, сейчас кирпичный Дом купца Михляева – это еще один объект культурного наследия, в котором в будущем разместится детский музейный центр.


Дом купца находился рядом с деревянной церковью, на месте которой и выросло величественное здание собора, построенного за очень короткий для того времени срок – с 1723 по 1726 годы. Высота собора – 55 м, высота колокольни – 52 м.

Собор находится на холме – примерно на том же уровне, что и Казанский Кремль. Эта особенность не только позволила храму гордо возвыситься над городом, но и предопределила судьбу собора – он начал постепенно разрушаться. В прошлом году в Национальном музее Татарстана были найдены чертежи здания 1886 года, благодаря которым выяснилось, что уже в то время оно покрылось трещинами.

«На найденных нами чертежах видно, что здание собора буквально расползается. И это связано не с тем, что он был как-то не так построен: учитывая, что к этому моменту собор простоял уже довольно долго, построен он был правильно. Разрушение началось из-за геологических процессов, – объясняет Михаил Федотов. – Оказывается, на этом месте под землей находятся карстовые породы, которые время от времени вызывают провалы. Есть даже такое понятие – карстовые провалы. Это и стало причиной разрушения храма. И это я еще не говорю о пяти крупных пожарах, которые здесь произошли – они тоже нанесли немалый урон».

Оставлять без внимания столь крупные следы начавшегося разрушения и безжалостных пожаров дальше было нельзя, и в XIX веке была проведена реконструкция собора. В ходе нее он оброс новыми элементами архитектуры: так, в 1889 году была пристроена лестница с южной стороны, появилась галерея с северо-западной стороны. На какое-то время ремонтные работы остановили процесс разрушения. Однако позднее, уже в 90-е годы XX века, для укрепления фасада колокольни установили металлические стяжки. Это говорит о том, что спустя годы повреждения вновь появились.


Факт второй: реставрацию доверили подрядчику, работавшему над Зачатьевским монастырем, музеем Пушкина в Москве

В 2000-е годы на старинной постройке стали появляться новые трещины, а колокольня накренилась.

«Появились трещины на фасадах, сводах, в дверных проемах, на цоколе. Но самое главное: появился крен у колокольни. Как мы выяснили совместно с учеными КФУ, крен составил примерно четыре градуса. Если смотреть с угла улиц Кремлевской и Чернышевского – это видно невооруженным глазом», – рассказывает главный инженер Казанской епархии.

На геологические процессы казанского холма наложилась вибрация от движения подземного транспорта. После того, как обнаружилось возобновившееся и довольно быстро набирающее обороты разрушение храмовых построек, стало понятно, что необходимо срочно проводить масштабные противоаварийные мероприятия. В 2015 году благодаря настойчивости Татарстанской митрополии собор был включен в федеральную целевую программу «Культура России». А с 2016 года реставрация Петропавловского собора ведется в рамках проекта «Историческая память». Часть работ финансируется из бюджета республики.

Подрядной организацией на основании конкурсов является ООО «Инженерная геология исторических территорий». Эта компания работала в Свияжске, проектировала объекты Казанской епархии, задействована на целом ряде объектов культурного наследия по стране, в том числе на объектах Русской православной церкви. В частности, силами компании проводится реставрация музея А.С.Пушкина в Москве, ее специалисты также реставрировали Северный речной вокзал, Зачатьевский монастырь в столице и многие другие объекты.


Факт третий: храм спасали инъекциями микроцемента

Петропавловский собор – это уникальное культовое сооружение, объект культурного наследия, который, разумеется, нельзя просто капитально отремонтировать: перед началом работ в 2015 году были собраны все возможные проектные и архивные материалы. Они легли в основу научно-проектной документации. Отдельно разрабатывались проекты первоочередных противоаварийных мероприятий. Работа в 2015 году началась с укрепления собора.

«В первую очередь мы усилили фундамент. Если говорить простым языком, то под собор было закачано большое количество кубов так называемых микроцементов – высокопрочных растворов, – рассказывает М.Федотов. – Были не только заполнены все пустоты, но и сформировалась подземная плита, которая остановила деформационный процесс. Грунты были «прокачаны» микроцементами на глубине до девяти метров».

После усиления фундамента и создания прочной подземной плиты рабочие приступили к укреплению стен, свода собора – через проделанные в здании отверстия внутрь также инъектировали микроцементы. Таким образом, были заполнены все трещины.

На колокольне аналогичная работа началась в прошлом и завершилась только в этом году: на ее стенах еще можно наблюдать сотни небольших заплаток, которые появились на местах таких отверстий. Таким образом, были укреплены два нижних яруса колокольни. Сейчас, по словам главного инженера Казанской епархии, благодаря противоаварийным работам, подземного движения нет ни под колокольней, ни под собором.


«С 2018 по 2020 годы, после основных противоаварийных мероприятий, велись другие работы: отремонтированы фасады, кровли, отреставрированы и заново вызолочены кресты, главки, заменены наружные окна. В прошлом году мы уже начали работать в нижнем храме собора и приступили к внутренней отделке», – добавляет М.Федотов.

Тайны Петропавловского сбора: что таят под собой шесть слоев краски и как уцелел уникальный иконостас

Несмотря на масштабную реконструкцию, по собору проводятся экскурсии – там, где сейчас не идут работы, а в верхнем храме продолжают совершать богослужения. Какие загадки вскрылись в ходе реконструкции собора, и какие реликвии смогут увидеть прихожане после завершения работ? Для читателей портала KZN.RU мы выделили несколько наиболее ярких деталей, на которые обязательно нужно обратить внимание при посещении собора.

Необычный фасад – яркий стиль русского барокко в сочетании с религиозными украшениями храмового комплекса

Нетрудно догадаться, что первое, на что обратит внимание каждый, – это фасад Петропавловского собора. Культовое сооружение действительно восхищает своим необычным внешним видом – это единственный в Поволжье храм, построенный в стиле нарышкинского барокко. Кроме него, в России насчитывается только три подобных храма: церковь Живоначальной Троицы в Троице-Лыкове под Москвой (1697 г.), церковь Воскресения в Кадашах в Москве (1687 г.), собор Пресвятой Богородицы в Нижнем Новгороде (1719 г.). Храм в Казани отличается от остальных ярким архитектурным орнаментом с обилием узоров, цветами, ветвями, гроздьями винограда. Все это – штрихи величественного и экспрессивного стиля, сформировавшегося в XVII-XVIII веках.


«Это уникальный по своей красоте и величию собор. Его посетили все российские императоры, кроме Николая II, здесь были Дюма, Пушкин и другие исторические личности. Очень полюбила этот собор Екатерина II», рассказывает Михаил Федотов.

Еще одна характерная для этого стиля черта – это керамические изразцы, венчающие стены по всему периметру собора.

«Мы восстановили три утраченных керамических изразца. Они были разбиты, пришлось отливать их заново. Остальные реставрируют на местах, а багеты вокруг них будут покрашены. Всего же на фасадах 19 изразцов», – добавляет М.Федотов.

Украшают собор 78 фасадных икон XIX века, которые также были отреставрированы.

Чудом сохранившуюся живопись XIX века будут восстанавливать

Исторически собор состоит из четырех престолов – основных и боковых нижнего и верхнего храма. Основной храм первого этажа – это престол в честь Сретения Господня, а главный престол в честь первоверховных апостолов Петра и Павла находится на втором этаже. С севера на первом этаже располагается придел во имя иконы Божией Матери «Неопалимая купина», на втором – придел в честь иконы «Живоносный источник».

В советские годы собор продолжал действовать вплоть до 1939 года, хотя внутри в здании все было перестроено. В разные годы здесь размещался то партийный архив, то реставрационные мастерские Государственного музея ТАССР. В течение 30 лет – с 1950-х до 1980-х – на первом этаже храма находился планетарий.

Сейчас в нижнем храме ведутся основные ремонтные работы, и следы советского времени постепенно стираются, что позволяет увидеть уникальные элементы, которые в течение многих лет были скрыты от глаз священнослужителей и прихожан.

«Реконструкция храма на самом деле действительно занимает много времени, так как вскрываются новые детали, которые требуют внимания, финансирования, дополнительных работ», – поясняет М.Федотов.

В числе прочего предполагалось очистить от краски и отштукатурить стены нижнего храма. После этого планировалось заново покрыть их краской и разместить настенные и напольные киоты с иконами. Однако эти планы пришлось срочно менять – когда начали расчищать краску, то под ее пятью-шестью слоями нашли следы настенной живописи XIX века.


«На разных участках стен мы нашли фрагменты рисунков – видны фигуры святых, нимбы. Сразу же было принято решение остановить работы и предусмотреть новый контракт на выполнение реставрации этих стен, – рассказывает главный инженер Казанской епархии. – Теперь работа будет идти в другом русле: реставраторы проведут расчистку живописи от слоев краски. Сохранившиеся фрагменты будут изучать, чтобы понять, какой святой изображен и так далее. После этого нужно будет разработать проект реставрации живописи: на каких-то участках изображение будут восстанавливать художники, делать тонировку, а где-то оставят как есть. Это все очень сложный труд».

На реставрацию обнаруженной настенной живописи XIX века средства планируется выделить из республиканского бюджета.

«Понятно, что это затягивает реставрацию собора. Но если мы сейчас все это просто закрасим, утратим – это будет своего рода преступление», – говорит М.Федотов.


В галереях XIX века идут работы по созданию музея истории Петропавловского собора

В конце XIX века в ходе первой крупной реставрации с северной и западной сторон к собору пристроили галереи. На их месте раньше были внешние порталы собора, а в верхний храм вела лестница.

«Тогда же здесь сделали калориферную печь, дымоход, жаровые каналы для подачи воздуха. Это такая отопительная система XIX века», – рассказывает М.Федотов. (Калорифер или калориферная печь – это устройство, предназначенное для обогрева помещения большого размера одним источником тепла. Воздух, нагретый печью, по специально устроенным каналам распределяется по помещению, обогревая его – прим.ред.).

В северной галерее планируется создать музей истории Петропавловского собора. Экспозицию сформируют в том числе предметы, обнаруженные археологами на территории храма – в разное время здесь находили нательные крестики, монеты, богослужебные книги, фрагменты капители.

«Мы подготовили концепцию и разрабатываем проект музея, – говорит М.Федотов. – Часть экспозиции будет сформирована из фондов собора. Отдельное место займут фотографические, проектные, графические и документальные материалы».


Для туристических групп и паломников в музей организуют отдельный вход. Внутри разместятся витрины с предметами, отражающими историю храма, иконная лавка. Посетители смогут увидеть реликвии, найденные на территории собора археологами. Вдоль одной из стен расположатся 12 больших стендов с фотографиями и текстовыми материалами, которые поведают о шести периодах бытования собора от Петра I до последней реставрации.

Работа в северной галерее началась с отбивания «бухтящей» штукатурки до кирпича, сейчас ведутся штукатурные работы. В западной галерее штукатурные работы завершены. Позднее стены будут покрашены. Планируется также отреставрировать и заменить двери, а порталы в галерее будут украшены в таком же стиле, как наружные фасады.

В данный момент в числе прочего ведутся работы по подготовке и укладке чугунного пола, который частично уцелел. Чугунный пол издавна был в галереях и верхнем храме, а в нижнем храме и боковых приделах полы были цементные.

«В нижнем храме с конца XIX века, когда цемент начал широко использоваться, была уложена цементная плитка. Мы воссоздаем ее в максимально приближенном к оригиналу виде, – поясняет М.Федотов. – А для западной галереи отлиты новые чугунные плиты, часть плит сохранилась, и сейчас их реставрируют – грунтуют и красят».


В пожарах и в советское время уцелела главная реликвия собора – 25-метровый иконостас

В верхнем храме реставрация начнется в ближайшее время. Здесь в числе прочего будут восстанавливать уцелевшие, но деформированные из-за многочисленных пожаров чугунные полы, которые на сегодняшний день сами по себе представляют большую ценность – по этим полам когда-то ступали российские императоры и выдающиеся государственные и религиозные деятели.

В верхнем храме хранятся мощи святых – святителя Ефрема, митрополита Казанского и святой блаженной Матроны Московской. Здесь же находится одна из главных реликвий – иконостас XVIII века, чудом уцелевший до наших дней. Высота семиярусного иконостаса составляет 25 метров.

«Нижняя часть немного пострадала при пожарах, но ее восстановили, – рассказывает М.Федотов. – Проектом предусмотрено, что иконостас останется в своем первозданном виде: его не будут красить или золотить, не будут переписывать иконы. Его расчистят и законсервируют, а в местах, где были утрачены отдельные детали – будет проведена локальная докомпоновка, где-то – незначительное поновление. А в остальном нам хочется, чтобы он остался именно таким, чтобы, как говорят, он пах историей».(Поновление – реставрация в старом ее понимании: совокупность приемов, нацеленных на удаление обветшавших и разрушающихся частей произведений живописи, полное воссоздание утраченных частей – прим.ред.).


«Как раз в этом помещении в советское время находились художественные мастерские, помещение было поделено на два этажа. К счастью, иконостас был чем-то обшит – его не разобрали, не уничтожили, не продали иконы. Он уцелел – за это большое спасибо реставраторам», – говорит М.Федотов.

В нижнем храме, к сожалению, иконостас не уцелел и был создан заново в начале 1990-х. Его планируется воссоздать по проекту XIX века, который недавно был обнаружен в фондах Национального музея РТ.

Самая высокая точка свода верхнего храма располагается на высоте 39 метров. В верхнем храме также имеется 26 икон, написанных на медных листах – их будут расчищать и поновлять. Кроме того, будут восстановлены или воссозданы двери, ведущие в храм.


Как изменится территория храмового комплекса и что появится на месте «гаража» XVIII века

На сегодняшний день решается вопрос о выделении средств из бюджета республики на замену изношенных наружных сетей. Однако этому должна предшествовать археологическая работа – на территории храма обнаруживали немало реликвий, сейчас не вся территория изучена, и неизвестно, сколько еще редких предметов можно отыскать. Следующим этапом станет комплексное благоустройство территории.

«Работы немало предстоит в этом направлении, – говорит М.Федотов. – Мы хотим в перспективе сделать так, чтобы вход на территорию собора был открыт не только с улицы Мусы Джалиля, но и с Чернышевского. Для этого нам необходимо получить земельный участок».

Сейчас на территории храма находятся строительные вагончики – так называемые бытовки, которые после завершения работ уберут, а также видны стены и крыши целого ряда различных строений, из которых большая часть находятся в разных формах собственности. Так, к зданию КФУ примыкает бывшая церковь Дома Михляева – сейчас она находится в безвозмездном пользовании у прихода. В будущем, возможно, бывшая домовая церковь будет передана муниципалитетом в собственность епархии – это решение, по словам М.Федотова, сегодня рассматривается.

«Если здание нам передадут, то в нем после реставрации мы откроем духовно-просветительский центр Петропавловского собора. Дело в том, что возводить постройки на территории объекта культурного наследия мы не можем, но в теории здесь можно много хорошего сделать для прихожан»,– добавляет главный инженер.

Еще одно необычное строение на территории собора, увенчанное главкой с крестом, служило в XIX веке каретником, или говоря современным языком – гаражом. Есть идея о том, как использовать его в будущем.


«В целом на территории собора будет уложено твердое покрытие. Но только не асфальт, так как все-таки мы делаем акцент на максимальном приближении внешнего вида к первоначальному облику. Возможно, это будет брусчатка, – рассказывает М.Федотов. – Мы разобьем цветники, установим малые архитектурные формы, посадим кустарники, деревья. Возможно, сделаем детскую зону – для прихожан, учеников воскресной школы. Планов много, надеемся, проект благоустройства будет готов к будущей весне. Точно могу сказать, что все будет по-другому: красиво, уютно, много зелени и цветов».

По словам М.Федотова, на то, чтобы завершить реставрацию собора и благоустройство территории, уйдет еще порядка трех лет.

Фоторепортаж
Реконструкция Петропавловского собора, 15.09.2021
Все новости