Ученый рассказал порталу KZN.RU о дружбе с Юрием Гагариным, работе над космическим кораблем «Восток-1» и безграничной любви к космосу.
Фото: Город Казань KZN.RU
Этот полет стал судьбоносным в жизни будущего ученого. Он решил связать свою жизнь с авиацией и поступил учиться в Рижское высшее инженерно-авиационное военное училище им.К.Е.Ворошилова. Будучи студентом, Урал Нуриевич много читал о космосе, изучал научную литературу, но не мог даже и предположить, что вскоре сам будет создавать космическую технику.
Времени на отдых не было, работать приходилось по 10 часов в день. «Королев был строгий, требовательный, но справедливый руководитель, проектантов очень уважал, прислушивался к нашему мнению», – вспоминает У.Закиров.
С Юрием Гагариным Урал Закиров встречался не раз. Первая встреча будущего космонавта и нашего героя произошла в конструкторском бюро Сергея Королева. «В марте 1961 года к нам в отдел пришли парни в военной форме. Среди них я узнал Юрия Гагарина, я тогда уже знал, что это он станет первым космонавтом. Мне безумно хотелось познакомиться с ним, но не знал, как начать общение, – вспоминает Урал Нуриевич. – Я не выдержал и спросил его о настроении перед полетом. Юра уверенно ответил: «Я готов выполнить задание партии, правительства» и улыбнулся».
12 апреля 1961 года, в день исторического события, в конструкторском бюро Королева царила напряженная атмосфера – все волновались за первый космический полет. После сообщения о том, что полет прошел успешно, волнение сменилось на всеобщее ликование, рассказывает Урал Нуриевич.
Автограф Гагарина и обшивка с космического корабля «Восток-1» до сих пор хранятся в альбоме у Урала Нуриевича.
Следующая встреча Гагарина и нашего героя произошла во время работы над модернизированным аппаратом для облета Луны. Урала Закирова назначили ведущим по этому космическому изделию. По расчетам, этот аппарат должен был пролететь примерно 300 тысяч километров в сторону Луны, затем вернуться на Землю. Осуществить идею получилось в 1968 году.
Ознакомить космонавтов с готовностью аппарата и прочитать для них лекцию поручили Уралу Нуриевичу. Среди слушателей был Юрий Гагарин. «Юра был очень внимательным, записывал все в блокнот, старался не упустить ни одной детали», – рассказывает Урал Нуриевич.
Затем еще пару раз наш герой встречался с известным космонавтом. Как говорит У.Закиров, несмотря на всемирную известность, Гагарин никогда не зазнавался, был открытым, общительным и много шутил.
Навсегда в памяти Урала Нуриевича осталась встреча с первым космонавтом 9 марта 1968 года в Евпатории. В этот день Юрий Гагарин отмечал свое 34-летие. «Юра очень много работал, даже на свой праздник опоздал, пришел к нам только под вечер, – вспоминает У.Закиров. – Особого подарка для именинника у меня не было, но в кармане лежал камушек из древних ископаемых пород деревьев, который я нашел у космодрома Байконур. Этот камушек я и подарил Юре. Он обнял меня и поблагодарил».
Это была последняя их встреча, через две недели Юрий Гагарин погиб в авиационной катастрофе, выполняя учебный полет.
Работа над проектами в конструкторском бюро не прекращалась. Перед проектантами, инженерами ставились новые сложные задачи. Одновременно с подготовкой пилотируемого полета на Луну шла подготовка космонавтов к продолжительной экспедиции на Марс. Проектанты работали над сверхтяжелой ракетой-носителем Н-1, которая должна была отправиться на Марс. «Испытательные запуски были безуспешными, поэтому в 1976 году данный проект был закрыт», – рассказывает Урал Нуриевич и добавляет, что главной проблемой в космонавтике до сих пор остается биофизика человека. «Для того чтобы космонавт на МКС находился целый год, ему нужно огромное количество часов в сутки заниматься спортом, иначе он не продержится там. Речь идет о том, чтобы создать искусственную тяжесть, которая связывала бы корабль и космонавта с помощью специального аппарата. С его помощью космонавт должен крутиться по кругу, что позволит больше продержаться в космосе», – объясняет Урал Нуриевич.
«Увидеть космос мечтал каждый инженер», – отметил Урал Закиров. Так и наш герой получил разрешение Сергея Королева и был направлен в специальный отдел для медицинской проверки кандидатов для полета на Луну.
Уралу Закирову удалось посидеть на вращающемся стуле, который проверяет вестибулярный аппарат, покачаться на специальных качелях, пройти практически всех медицинских специалистов, решить тестовые задания.
Но двери к космосу были навсегда закрыты во время обследования у офтальмолога. У Урала Нуриевича обнаружили проблемы со зрением – близорукость. Наш герой не сдавался – дошел до главного хирурга Министерства обороны СССР Александра Александровича Вишневского. Однако решить проблему со здоровьем не получилось. «Видимо, суждено мне было работать на земле, сейчас я не расстраиваюсь, каждому свое», – с улыбкой говорит Урал Нуриевич.
В конце 70-х годов наш герой переехал в Казань, где работал в Казанском физико-техническом институте. Научную деятельность Урал Закиров не бросил – продолжил разрабатывать траектории для космических кораблей. Сейчас он является доктором физико-математических наук, ведущим научным сотрудником кафедры астрономии и космической геодезии Института физики Казанского университета. В свободное время Урал Нуриевич пишет картины, научные статьи на тему «Физика темной энергии в космосе» и издает книги о межзвездном полете. «Я бы хотел, чтобы молодежь не забывала о заслугах отечественной космонавтики, знала выдающихся космонавтов, инженеров, проектантов, тех людей, которые писали историю космонавтики», – говорит Урал Закиров.