Защита прав потребителей - меры, направленные на регулирование отношений, возникающих между потребителем и субъектом предпринимательской деятельности.
На государственном уровне этим направлением деятельности занимается Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).
Постановлением КМ РТ от 16.10.2013 №764 принята Подпрограмма-6 «Развитие комплексной системы защиты прав потребителей в Республике Татарстан на 2014-2025 годы» Государственной программы "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Республике Татарстан на 2014-2025 годы". Координатором подпрограммы является Госалкогольинспекция Республики Татарстан. Создан межведомственный Координационный Совет по вопросам обеспечения защиты прав потребителей (постановление КМ РТ от 19.04.18 №269). Большая работа по защите прав потребителей осуществляется через систему «Народный контроль».
По вопросам защиты прав потребителей, Вы можете обратиться по телефонам: +7 843 238 98 54, +7 843 278 92 00.
В целях повышения потребительской грамотности учащихся, в том числе по основам потребительских знаний, повышения мотивации учащихся к углубленному изучению вопросов защиты прав потребителей Госалкогольинспекцией Республики Татарстан совместно с Министерством образования и науки Республики Татарстан проводится республиканская олимпиада по теме «Защита прав потребителей».
Данная олимпиада проводится среди учащихся 8-11 классов общеобразовательных организаций, расположенных на территории Республики Татарстан. Регистрация будет проведена в период с 1 сентября по 16 сентября 2023 года.
Ежегодно, 15 марта, начиная с 1983 года, мировой общественностью отмечается Всемирный день защиты прав потребителей. В этот день движение потребителей объединяется, чтобы привлечь внимание к насущной проблеме, с которой сталкиваются потребители во всем мире.
Россия впервые отметила Всемирный день защиты прав потребителя в 1992 году, когда был принят Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», законодательно закрепивший потребительские права граждан, а также права и обязанности организаций, торгующих или оказывающих услуги.
Более широко этот праздник отмечался во всех регионах в 1994 г., но официально начало ему положено в 1996 году с момента вступления Российской Федерации во Всемирную организацию Союза потребителей. Особенностью этого праздника является то, что он проводится каждый год под определенным девизом.По сложившейся традиции Международная Федерация потребительских организаций (Consumers International - CI) определяет тематику этого дня. Так, например, в 2021 году праздник проходил под девизом «Борьба с загрязнением пластиковыми материалами», в 2022 году «Справедливые цифровые финансовые услуги». В 2023 году CI объявила, что девизом Всемирного дня потребителей станет - «Расширение прав и возможностей потребителей посредством перехода к экологически чистой энергии» в качестве глобальной темы.
Целью этой темы является повышение осведомленности и привлечение потребителей во всем мире к принятию и продвижению более экологичных решений при покупке товаров.